4.5. Экскурсия по ДОО
Виртуальное путешествие по детскому саду
https://rutube.ru/video/4bf82776be3d494acec64fa5c0f6606d/
Основной задачей нашего детского сада является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями зрения в период дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности наших воспитанников во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей.
Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру, имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Веранды оформлены в сказочной тематике.
На территории детского сада имеются дорожные направляющие указатели в виде ограждения, которые обеспечивают возможность детям с глубокими нарушениями зрения передвигаться самостоятельно, без сопровождающих в нужном направлении (к своей веранде). Направляющие указатели оборудованы закругленными, плотно закрепленными поручнями.
Места перепада уровней между горизонтальными участками пешеходных дорожек (уклоны пешеходных дорожек) обозначены контрастом.
Все входы в здание оборудованы лестничными пролетами. Участки пола перед дверными проемами и входами на лестницы имеют предупредительную контрастно окрашенную поверхность. Для слабовидящих детей ступеньки лестниц при входе в здание обозначены сигнальными полосами ярко-желтого цвета, для незрячих – предупреждающими тактильными наземными указателями. Лестницы ограждены перилами, которые являются направляющими ориентирами для детей с проблемами зрения.
Создание предметно-развивающей среды в групповых помещениях происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с нарушениями зрения.
В соответствии с состоянием зрения дошкольников, их шкафчики в раздевалках, стулья, полотеничницы и пр. оборудованы зрительными и тактильно-осязательными метками.
Вся мебель в групповых комнатах современная, удобная. Она не переставляется, так как слепые дети и дети с остаточным зрением привыкают к расположению предметов в помещении.
Мебель безопасна, с закругленными углами, с выделенным контуром и расставлена максимально удобно для ребенка.
Поверхность столов и досок для предъявления наглядного материала матовая, зеленого цвета.
В соответствии со зрительными диагнозами детей, для дошкольников оборудованы индивидуальные рабочие места, имеющие дополнительное искусственное освещение, контрастную основу (подложку), мобильное изменение плоскости для предъявления дидактического материала.
Помимо досок, группы и кабинеты специалистов оборудованы фронтальными фланелеграфами, которые, кроме демонстрации наглядных пособий, решают задачи развития мелкой моторики пальцев рук, являются наборными полотнами, вертикальной плоскостью для работы с детьми, имеющими сходящееся косоглазие.
Создавая предметно-развивающую среду в групповых помещениях и кабинетах специалистов, мы включаем в нее специальное оборудование для детей с патологией зрения:
- дидактический материал с четким цветовым решением, крупным размером и объемом, точный по форме, свободный от лишних деталей;
- рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды и других предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;
- специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.;
- дидактические игры и игрушки для развития сохранных анализаторов (остаточного зрения, слухового восприятия, осязания, обоняния).
Зрительные ориентиры в групповых комнатах выполнены в понятной детям мультипликационной манере с учетом четырех растормаживающих аппарат глаза цветов – красного, желтого, зеленого, оранжевого. Для снятия зрительного утомления, развития глазодвигательных функций педагоги используют различные пособия:
Узкие специалисты проводят работу по развитию и закреплению коррекционно-компенсаторных умений и навыков детей с нарушениями зрения, профилактике вторичных отклонений в развитии в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах.
Учителя-дефектологи:
Учителя-логопеды:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Инструктор по физической культуре:
Рациональное размещение оборудования, гармоничность сочетания разнообразных форм цветовой гаммы в оформлении музыкально-физкультурного зала, вызывает у дошкольников положительные эмоции и праздничное настроение.
Пищеблок:
Медицинский кабинет: